храм Казанской иконы Божией Матери Умётский благочиннический округ -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Объявления

  • 06 Декабрь 2015
  • По вопросам поступления в Тамбовскую Духовную семинарию обращаться по телефонам:

    71-08-55 - проректор Тамбовской одуховной семнарии;

    71-02-01 - дежурный помощник проректора;

    75-99-89 - канцелярия семинарии.

Все объявления

Слово на Рождество Иоанна Предтечи

Митрополит Симон (Новиков), Рязанский и Касимовский


Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное (Мф. 3, 2).

Так взывал к народу, возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры, святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, память которого Святая Церковь празднует сегодня.

Несколько раз в годовом круге Церковь Святая совершает память этого великого Угодника Божия. Чествованию его посвящается и вторник каждой недели.

Сегодня мы собрались в этот святой храм,  чтобы  вместе с Церковью прославить Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. «Прежде неплоды днесь Христова Предтечу  раждает, и Той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча» (Кондак Рождества святого Иоанна Крестителя).

Явление на свет праведника всегда есть великая милость Божия к людям, ибо праведниками стоит и держится весь мир, А святой Креститель Господень Иоанн является одним из величайших праведников, более которого, по свидетельству Самого Господа нашего Иисуса Христа, никто «не воста в рожденных женами» (Мф. 11, 11).

И вот сегодня, в день памяти святого Предтечи Господня мы усугубим внимание на житии этого великого Угодника Божия и увидим, какая поистине величайшая милость Божия ниспосылается людям в лице праведников.

Из Святого Евангелия мы узнаем, что уже самое Рождение Предтечи Господня было не обыкновенным и сопровождалось чудесами. Святой Пророк рождается по предсказанию Архангела Гавриила от престарелых родителей: Захарии и Елисаветы. Рождается Предтеча, и священник Захария освобождается от немоты, которой был наказан за неверие. Рождается Предтеча, и радуется Елисавета, с которой снимается поношение за неплодство.

Но недолго святой младенец Иоанн утешался лаской престарелых родителей, Отец его — праведный Захария — был убит в храме, а мать — праведная Елисавета, — скрывшись в горах, чтобы спасти младенца от Иродовых убийц, также скоро скончалась. Как проходили детские годы святого Иоанна Крестителя — нам неизвестно, так как в Священном Писании на это нет указаний. «Не спрашивай меня, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — как Иоанн во время зимы и во время зноя солнечного жил в пустыне, особенно в незрелом возрасте». И отвечает: Иоанн в пустыне обитал, как на небе.

Укрепляемое Божественной помощью, дитя возрастало и укреплялось духом, готовясь к величайшему служению — уготовить народ к принятию Мессии — Спасителя мира.

Тридцать лет он обитал в пустыне, нося одежду из верблюжьего волоса и питаясь лишь акридами и диким медом. Но вот наступило время, и святой Иоанн оставляет пустыню и является на берегах Иордана.

«Покайтеся, — раздался голос проповедника поста и покаяния, — ибо приблизилось Царствие Небесное». Призывом к покаянию и  креплению во Иордане святой Иоанн Креститель приготовлял сынов  израилевых к принятию Спасителя мира.

Стоя на пределах двух Заветов, он, кажется, ничего более не видел, кроме двух предметов — это грехов человеческих, в которых утопал грешный мир, и Агнца Божия, вземлющего грехи мира. "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное", — взывает он к народу.

И властный призыв к покаянию не остался тщетным. Со всех сторон Иудеи стал стекаться к нему народ, жаждущий очищения от грехов и креститься во Иордане.

Спасительное дело проповеди покаяния, возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры, остается действительным и после пришествия в мир Христа Спасителя. Ведь и Господь начал Свою спасительную проповедь теми же словами: «Покайтеся, ибо приблизилось Царствие Небесное».

Покаяние и вера в Христа Спасителя — это два необходимых условия достижения Царства Небесного. Слезы покаяния - это благодатный дождь, который омывает всякую нечистоту душевную, и делающий способной душу к восприятию Божественной благодати.

Поэтому призыв Предтечи к покаянию, призыв к исправлению, очищению от грехов действенен и для нас.

Святой Иоанн Предтеча и ныне взывает к нам, как некогда взывал к израильскому народу: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». «Покайтеся.., и сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3, 10).

Будем же, возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры, как можно чаще переноситься мыслью в пустыню Иоаннову, постараемся всегда носить в своих сердцах подвиги и светлый образ святого Предтечи Господня и будем молить его, чтобы он и в нас, как некогда в народе иудейском, уготовал путь Спасителю. Очистим свои души от грехов, ибо таково благоволение Божие, В чем да поможет нам Господь молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы, святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и всех святых, стоящих у Престола Божия и непрестанно молящихся о душах наших.

Аминь.

 

Нестареющий праздник.

На календаре зима и вновь православный мир в преддверии рождественских праздников. Каждое  верующее сердце с духовным трепетом  и сокровенной радостью готовиться к встрече « Бога явльшегося плотию»  в ветхой пещере земного бытия. Великое и  чудное таинство грядёт совершиться вновь пред человечеством. В вышних поют Ангелы; небесные Херувимы и Серафимы воспевают хвалы во славу Бога: «свят, свят, свят Господь Бог Саваоф…». Все вместе: человечество в образе Вифлеемских пастухов и  мудрецов – волхвов  и  Ангельские чины, совершают  радостный праздник, видя  Бога на земле и человека  соединяемого  небесам. Земной  Вифлеем стал ширше небес, восприняв в себе благую весть и исполнился общего, земного и небесного, ликования  о возвещённом  примирении  Творца и  творения. В Сей  день Бог родился от Бога, но Он - и  Человек, от  Девы  воспринявший плоть. «Дева днесь Пресущественного рождает…» - и веруем, что родила того, Кто рождён от Отца. О ком   провозвестили  лики пророческие.

Сквозь многие столетия звучит вопрос испытующих  тайну Боговоплощения, как может совершиться подобное?   Дух материализма  желает всё происходящее в  мире объяснить и  познать с позиции  вещественности и материи. Святитель Григорий Чудотворец (Неокесарийский) наставляет нас: «Предвечное рождение, бесстрастное ведает один Сам Рожденный; рождение настоящее, сверхъестественное ведает только благодать Духа Святаго; но и первое рождение истинно, и настоящее рождение, в уничижении, действительно и не приложно. Но каков образ рождения, изъяснить не надеюсь: ни словом сказать того не стараюсь я, ни мыслью коснуться не дерзаю, ибо Природа Божества не подлежит наблюдению, не касается мысли, не объясняется бедным разумом; должно лишь веровать сим делам Его». Как же произошло событие изменившее  историю человечества ?

Сама дева спрашивала у Гавриила: « како будет сие, идеже мужа не знаю», - на что получила ответ: « Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя» (Лк.1,34-35).  Христос в Евангелии Своём, говорит о самом великом, что может сделать человек, о самой важной мере, до которой он может вырасти, дал нам закон  любви: « Никто большей любви не имеет, как тот, который душу свою положит за други своя…».  И вот в эту таинственную рождественскую ночь, Сам Господь и Бог нам воплощением Своим исполнил  эту заповедь победоносной  жизни и любви. Чем явил нам  жертвенную, крестную божественную Любовь. Вифлеемские ясли  предзнаменуют  ту пещеру, где будет положено тело Иисусово, снятое со креста после  мучительной смерти…

Да и весь евангельский путь  жизни Спасителя ни что иное, как  исполнение  заповеди о любви. Любви не знающей границ, ни пределов, той любви, которая отдаёт жизнь свою за други своя. И если мы — Христовы, то мы должны научиться в сегодняшнюю торжественную ночь этому Христову пути; сегодня можем мы покаянием, то есть переменой мысли и сердца, войти в путь Христов, можем новыми глазами осмотреться и с изумлением увидеть, что нет у нас врагов, а есть только дети Божии заблудшие, к которым нас посылает Господь жить и, если нужно, умирать, чтобы они ожили во веки веков. Вновь и вновь сердечно приветствую и поздравляю вас с этим великим праздником, а так же желаю вам радости, радости о Христе Родшемся нашего ради спасения. И пусть никакое горе, никакая печаль, никакая земная утрата не омрачит в наших сердцах этой радости, потому что нынешний праздник Рождества Христова — это праздник жизни! Станем мысленно у пещеры, где некогда родился Христос, и поклонимся Ему вместе с чистосердечными пастухами, мудрыми волхвами, праведным Иосифом Обручником, вместе с Пречистой Девой Богоматерью, с Ангелами и со всей спасенной тварью. Вместо золота, ладана и смирны принесем в дар Богомладенцу Христу красоту наших душ и чистоту наших сердец. Пусть Вифлеемская звезда  станет  для нас  звездою путеводной  по морю житейского плавания, освящающая наш путь к вечному спасению души.

 

Благовещение Пресвятой Девы Марии

В шестой месяц после явления Ангела Захарии тот же Архангел Гавриил послан был от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостною вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.  Мария в недоумении спросила Ангела: "как это будет, когда Я мужа не знаю?"  Ангел ответил Ей, что все это совершится силою всемогущего Бога: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот, и родственница Твоя, Елисавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово".  Тогда Мария со смирением сказала: "Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему".  И Архангел Гавриил отошел от Нее.  Это согласие Девы Марии не является ограничением  свободы человечества Ее личным произволением. Действительно, Дева Мария  предстоит пред Богом от имени всего человеческого рода.  Но данное Ею согласие не может рассматриваться как покушение на чью-либо свободу, ибо каждый, кто свободно принимает Христа, становится соучастником спасительного Божественного действия лично, по своей воле и через собственное усилие. В событии Благовещения реализуется наша собственная свобода выбора. Нам  известно не доверчивое  отношение иных людей к чуду бессеменного зачатия Пресвятой Богородицей. С  научной  точки зрения и нашего человеческого опыта бессеменное зачатие представляется невозможным. Но ведь Бог есть Творец мира с его физическими законами, и потому невозможное для нас не есть невозможное для Творца. Поэтому наши знания и представления носят условный характер: когда мы говорим, что чего-то не может быть, то исходим из представлений и реальности, свойственных нашему, человеческому миру. Но вспомним слова преподобного Андрей Критский из его Великого  покаянного канона, «Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо елика хощет» (Богородичен 4-й Песни).
     Наше отношение к Благовещению, к бессеменному зачатию Пресвятой Девой Сына Божия должно пониматься одним словом: благоговение. Нам следует благоговейно веровать в то, что Божия Матерь, по словам святого Амвросия Медиоланского, и после того, как зачала во чреве, осталась Девой, и после того, как родила, осталась Девой. Так верует  Церковь. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «Дух Святой засиял в чистом зеркале, в непорочном теле Девы, образовав совершенного Человека не по закону природы... не из человеческого семени, но... неизъяснимо исткав в ней Зародыш, словно некую ткань, для спасения людей".  Апостол Павел говорит, что Христос "иудеем убо соблазн, еллином же безумие" ( 1 Кор. 1, 23): они не познали силы таинства, потому что оно непостижимо уму: "аще бы быша разумели, не быша Господа Славы распяли" ( 1 Кор. 2, 8). Если бы Слово не вселялось во чрево, то плоть не воссела бы с Ним на Божественном Престоле; если бы для Бога было оскорбительно войти в утробу, которую Он создал, то и Ангелы оскорблялись бы служением человеку.

В сегодняшнем году  праздник Благовещения  совпадает с неделей Крестопоклонной, когда на середину православного храма с благоговением , для всеобщего поклонения износится святый  крест. Для нас это глубоко символично.  Нам наглядно раскрывается Божественное домостроительство  спасения человеческого рода. Христос  пришел спасти, но должен был и пострадать. Как могло быть то и другое вместе? Простой человек не мог спасти; а Бог в одном только Своем естестве не мог страдать.  Он носил терновый венец, и разрушил осуждение на страдание от терния. Он Один и Тот же был и в лоне Отца и во чреве Девы; Один и Тот же - на руках Матери и на крыльях ветров ( Пс. 103, 3); Он, Которому поклонялись Ангелы, в то же время возлежал за столом с мытарями.  Он пригвождался ко Кресту и восседал на Престоле Славы, - полагался во гроб и простирал небо яко кожу ( Пс. 103, 2), - причислен был к мертвым и упразднил ад; здесь, на земле, клеветали на Него, как обманщика, - там, на Небе, воздавали Ему славу, как Всесвятому. Какое непостижимое таинство! Вижу чудеса, и исповедую, что Он - Бог; вижу страдания, и не могу отрицать, что Он - Человек. Еммануил отверз двери природы, как человек, и сохранил невредимыми ключи девства, как Бог: исшел из утробы так же, как вошел чрез слух; одинаково и родился и зачался: безстрастно вошел, без истления вышел, как об этом говорит пророк Иезекииль: "Обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на востоки: и сия бяху затворенна. И рече Господь ко мне: сыне человечь, сия врата заключенна будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет ими: яко Господь Бог Израилев, Он един, внидет и изыдет и будут заключенна" (Иез. 44, 1-2). Вот - ясное указание на Святую Деву и Богородицу Марию. Аминь.